Пятница, 03.05.2024, 00:43
Приветствуем Вас Гость | RSS
Специальная информационная сеть ЛАБИРИНТ

Меню сайта

Бауманский Клуб

Форма входа

Наш баннер






Новая комплексная технология
повышения капитализации и конкурентоспособности компаний

А.А. Денисов
ИКТИ РАН, старший научный сотрудник

Опубликовано: Материалы конференции VIII международного форума «Высокие технологии XXI века – 2007»
Москва, 23-26 апреля 2007 г. – Стр. 285-288.

Пожалуй, нет необходимости говорить, что сегодня ключевой российской проблемой является повышение конкурентоспособности российской экономики в целом, отдельных отраслей и предприятий. Но у этой проблемы есть одна «маленькая тонкость». Не политические вопросы, не коррупция или расширение НАТО и т.п. перипетии социального и экономического управления определяют сегодня статус и «вес» государства, а именно конкурентоспособность в экономической сфере. В современном мире только позитивное решение этой важнейшей задачи определяет реальное место страны в мировом сообществе.

Что такое конкурентоспособность?

Наверное, сколько существует специалистов, столько будет и точек зрения на то, что такое конкурентоспособность. Конструктор будет подразумевать под ней превосходство конструкторско-технологических параметров созданного им изделия. Технолог – уникальность используемых технологических процессов. Производственник – ритмичность и качество производства, обеспечение допусков на выходные параметры изделия и т.п. Менеджеры и экономисты, говоря о конкурентоспособности, скорее всего, станут вести речь о приросте выручки от реализации или о выходе на новые рынки сбыта. Финансист поведет речь о росте стоимости акций.

Все они будут по-своему правы, рассматривая развитие бизнеса, что называется, «со своей колокольни». И, тем не менее, существует более общее и универсальное представление о конкурентоспособности. Исходными пунктами для подобного определения конкурентоспособности являются три очевидных обстоятельства, два из которых являются констатацией двух основных причин кризиса современной мировой экономики, а третье – основной технологической идеологией, позволяющей из этого кризиса выйти [1]:
1. потенциал экономического развития на основе увеличения объемов и номенклатуры производимой продукции практически полностью исчерпан, наиболее яркой иллюстрацией чему служит тот факт, что мировая экономика стала экономикой перепроизводства;
2. потенциал экономического развития на основе слияний и поглощений также практически исчерпан, на что указывают большинство экспертов в области мировой экономики и финансов, а также новое быстрое нарастание общих кризисных явлений в экономике ведущих стран мира;
3. основным инструментом управления развитием бизнеса по всему миру стремительно становится управление стоимостью компаний, основанное на создании новой стоимости для акционеров компаний (т.е. на повышении стоимости акций), а не на выручке от реализации товаров и услуг в различных вариантах ее представления (например, в форме экономической прибыли), как это было раньше.

Комплексные исследования причин появления трех перечисленных выше обстоятельств, а также выводов из них неизбежно привели ведущих экспертов мира в области экономики, политики и технологий к следующим заключениям:

Во-первых, основная конкурентная борьба компаний сегодня происходит в форме борьбы за привлечение инвестиционного капитала.

Во-вторых, ключевым показателем развития компании является рост стоимости ее акций или (если ее акции не котируются на свободной фондовой бирже) – рост рыночной стоимости ее бизнеса.

В-третьих, показателем эффективности ведения конкурентной борьбы в современных условиях является не рост выручки или освоение новых рыночных продуктов либо новых секторов рынков сбыта, а рост стоимости акций компании или банка, опережающий аналогичный показатель конкурентов.

Наконец, в-четвертых, основным и последним источником роста рыночной стоимости бизнеса компании или банка (или, что то же самое, показателя конкурентоспособности), потенциал которого до сих пор остается практически не задействованным, является управление капитализацией (стоимостью) трудовых ресурсов и репутации.

Нельзя сказать, что качество трудовых ресурсов или репутация остаются вне поля зрения ответственных менеджеров или акционеров. Они всегда играли важнейшую роль в управлении развитием бизнеса. Но до настоящего времени прямое управление их стоимостью не было предметом приложения технологий управления стоимостью бизнеса. Тому есть две причины. Прежде всего, потенциал развития бизнеса за счет слияний и поглощений до недавних пор еще не был исчерпан. Кроме того, не было создано и необходимых технологий эффективного управления процессами капитализации психических ресурсов коммерческих организаций.

Управление стоимостью конкурентоспособности

Разработка новой комплексной технологии управления капитализацией и конкурентоспособностью, получившей рабочее название «Количественный конкурентный менеджмент», имела целью предложение заинтересованным компаниям и банкам новой технологии повышения стоимости их конкурентоспособности. Стоимостным выражением конкурентоспособности компании или банка в борьбе за привлечение инвестиционного капитала является гудвил.

Стоимость гудвила представляется в виде суммы стоимости трудового капитала и стоимости репутации Заказчика. Причем в содержание понятия «репутация» входит достаточно широкий спектр тем, многие из которых выходят далеко за пределы собственно делового предпринимательства.

Согласно устоявшейся традиции, Гудвил – это совокупность неотделимых нематериальных преимуществ компании или банка, способных приносить экстраординарную прибыль и выступать в качестве ресурсов, используемых в финансово-хозяйственной деятельности. В британском прецедентном праве гудвил как стоимостной показатель конкурентоспособности бизнеса существует почти 400 лет, с 1617 г. Однако в практике российского бизнеса он не используется, что является ключевой причиной недооцененности российских компаний и банков.

Использование стоимостного выражения конкурентоспособности компании или банка через стоимость их гудвила решает одну из важнейших задач Количественного конкурентного менеджмента – измерение начального и конечного состояния развития компании. Это является базой для количественного (стоимостного) планирования и представления результатов управления в стоимостном выражении, что крайне важно для принятия эффективных решений о производстве финансовых и нефинансовых вложений в развитие проектов.

Синтез информационных технологий
и консервативных измерений


Чтобы выиграть в современной конкуренции за инвестиционный капитал, любые изменения рыночной стоимости бизнеса должны быть обеспечены новейшими информационными технологиями. Однако для того чтобы в достигнутые результаты поверил финансовый рынок, их нужно измерить и верифицировать максимально консервативными методами. Для этого мы предложили воспользоваться данными системной математики, что в конечном итоге, позволило резко повысить точность управления проектом, введя ее в диапазон примерно ± 10%. Для сравнения можно привести ожидаемую точность управления проектом, основанную на иных подходах. На пример, использование методов и стандартов оценки рыночной стоимости в самом лучшем случае позволяет достигать точности порядка ± (300-500) % и даже более!

Методы системной математики – давно и хорошо известны, прекрасно зарекомендовали себя в самых различных отраслях деятельности: от экологии до управления военным конфликтом. Поэтому их использование позволяет вывести из-под угрозы дискретидитации результаты планирования управления стоимостью конкурентоспособности (гудвила) компании или банка. Добавление к ним на нулевом и конечном этапах проекта методов оценки рыночной стоимости, не смотря на их слишком высокую погрешность, позволяет сформировать в единый поток задачи планирования и управления конкурентоспособностью (гудвила) и задачи репрезентативного представления финансовому рынку конечных результатов развития компании или банка.

Гармоничное сочетание новизны и консерватизма – основа технологической уникальности и неопровержимой достоверности результатов применения Количественного конкурентного менеджмента.


Психоинжиниринг

Как бы ни были хороши планы, их нужно реализовать, причем в реальной ситуации конкурентного конфликта. А это значит, что необходимо добиться существенного или исключительного технологического преимущества. По этой причине базовой технологией Количественного конкурентного менеджмента является психоинжиниринг [2, 3].

Психоинжиниринг представляет собой инженерную идеологию и методологию управления полным жизненным циклом человеческих организаций. Он является составляющей третьей волны информационных технологий, более известной как «управление знаниями» – быстро развивающейся системы информационных технологий, ориентированной на поддержку мыслительной, интеллектуальной деятельности.

Основная цель психоинжиниринга – управление процессами взаимодействия коллективного сознания организации с индивидуальными сознаниями людей. В этом смысле все процессы создания целевого единства деятельности (т.е. создания человеческих организаций), а также направления его на достижение определенных внешних и внутренних целей являются сферой приложения и предметом психоинжиниринга.
Психоинжиниринг ориентирован на управление полным жизненным циклом человеческой организации, включая ее проектирование, создание, управление развитием и разрушение. Он гармонично интегрирует многие известные методы и приемы прогнозирования, планирования, менеджмента, а также достоверной и неопровержимой верификации достигнутых результатов. Но делает это на базе методологии инженерных наук, а не на основе эклектичного сочетания методов гуманитарных и инженерных наук, как было до сих пор. В этом – залог технологического превосходства, которое обеспечивает Количественный конкурентный менеджмент.

Применение психоинжиниринга позволяет существенно (в ряде случаев в 2 и более раз) повысить эффективность управления инвестиционным проектом, а также открывает новые возможности управления конкурентоспособностью компаний и банков. Величина возврата от инвестиций в рыночную стоимость гудвила для российской компании может достигать цифры от 500 до 2000 % (оценка получена на основе данных Нью-Йоркской фондовой биржи, систематизированных компанией «Эрнст и Янг»). Рост общей капитализации бизнеса в связи с осуществлением этих дополнительных инвестиций может составлять примерно 40 % или более от рыночной стоимости чистых активов компании (при условии эффективного управления последними).

Поэтапное управление проектом на основе технологии
Количественного конкурентного менеджмента

Использование психоинжиниринга как методологии сквозного управления жизненным циклом человеческой организации позволяет создать замкнутый цикл управления проектом повышения стоимости конкурентоспособности (гудвила).

При этом выделяется три основных этапа.

Первый этап – «Инвестирование в ситуацию».
Второй этап – «Венчурное инвестирование».
Третий этап – «Стратегическое инвестирование».

Все этапы реализации проекта характеризуются собственными целями, задаваемыми списком признаков исполнения, а также экономическими, организационными и иными условиями реализации. В единый поток задач их объединяет метод траекторного управления [4], хорошо известный в автоматизированном управлении производством.

Каждый из 3-х этапов рассматривается как самостоятельный инвестиционный проект. В общем случае на каждом из этих этапов действует свой особый инвестор. В начале этапа он покупает пакет акций компании, в конце – продает следующему инвестору. Разделение инвесторов обосновано тем, что каждый из этапов характеризуется своими специфическими методами и приемами работы. Кроме того, перепродажа пакетов акций компании в конце каждого этапа создает условия для короткого цикла обращения капитала, что само по себе повышает инвестиционную привлекательность проекта в целом.

Разумеется, инвестором на все три перечисленных этапа может выступать одно и тоже юридическое или физическое лицо. И конечной продажи акций развитого проекта как и межэтапных перепродаж также может не происходить. В этом случае вся технологическая цепочка по-прежнему остается неизменной, включая и методики измерений стоимости. С той лишь разницей, что данные о повышении стоимости конкурентоспособности (гудвила) и связанные с ними данные об изменении общей рыночной стоимости бизнеса (пакета акций) в данном случае используются для целей внутреннего контроля и управления. Иными словами, в обоих случаях в технологическом, управленческом или методическом планах обе задачи практически не различаются. Изменяется лишь небольшая тонкость: в первом случае нужно не только развить проект, но и инвестора убедить в выгодности покупки пакета акций проекта, а во втором случае его убеждать ни в чем не надо.


Литература

[1]. Том Коупленд, Тим Коллер, Джек Муррин. Стоимость компаний: оценка и управление. – М., ЗАО «Олимп-бизнес», 2003.
[2]. А.А. Денисов. Новые перспективы применения управления знаниями в управлении стабильным развитием. – Рефлексивные процессы и управление. Тезисы V Международного симпозиума 11-13 октября 2005г., Москва / Под ред. В.Е.Лепского – М.: Институт философии РАН, 2005. – 282 с. – С. 73-78.
[3]. А.А. Денисов. Новая комплексная технология информационно-аналитического обеспечения стратегического управления. – Тезисы доклада. 2-ая Всероссийская научно-практическая конференция «Информационно-аналитическое обеспечение стратегического управления: теория и практика». 19-20 мая 2005. М., ИНИОН РАН. – Депонировано ИНИОН РАН, 2005.
[4]. В.С. Сироткин, Ф.П. Пресс. Управление технологическими процессами производства полупроводниковых приборов. – М., «Энергия», 1979.
Наши публикации

Copyright Netocracy © 2024Сайт управляется системой uCoz